BLUES
Эволюция
блюза,вероятно,никогда не получит
исчерпывающего освещения.Первые
звукозаписи блюзов были сделаны только
в начале 1920-х годов,где,когда и как он
возник –неизвестно.
BLUES-можно
перевести,как-уныние,меланхолия,хандра,крик
протеста,вызваный сначала рабством,а
потом продолжающимся угнетением.
Наиболее
вероятно,что блюз возник в русле общей
музыкальной традиции,которая лежала в
основе таких жанров,как трудовая песня
с её разновидностями и спиричуэл.
Особенно
важную роль играл такой вид
трудовойпесни,как –work songs-песенная
форма музыкального фольклора.Характерна
вопросительно-ответная форма:ведущий
йсполнял строку,а остальные отвечали
короткой фразой(иногда это был один
слог),причем ответ совпадал со взмахом
весла или ударом молота.Эта фраза
звучала вочень медленом темпе:слова
песни импровизировались солистом и
были связаны с определённым кругом тем:неспроведливость
хазяев или работодателей,превратновт
любви,характер десятника или капетана,изнурительный
труд,тоска по дому и т.д.
Иногда
эти фразы группировались попарно,образуя
подобие куплета,в котором вторая
строка завершала мысль,содержащуюся в
первой.В этих песнях было много
речетатива, пение могло переходить в
диалог,могло исполнятся фальцетом.
Многие
из тех кто пел work songs жили в лагерях
лесорубов или в палатных городках
строителей железных дорог,по вечерам ,в
свободные часы люди пели трудовые
песни и где-то ,каким-то образом из них
родился BLUS-новый более совершенный вид
музыки.
Сам
термин впервые встречается в печати в
1912 году, когда были опубликованы
Мемфисские и Даласские блюзы(Memphis Blues и
Dallas Blues)
К
счастью, и после того, как блюз обрёл
свою классическую форму, некоторые
певцы старшего поколения еще долго
продолжали исполнять более
архаические его варианты. Некоторые из
таких певцов были записаны в 20-х, годах
нашего века, записанная ими музыка
получила название- кантри-блюза
Определённое
значение имеют так называемые blue notes(блюзовые
тоны)-часто их принимают за обычную
минорную 3 и минорную 7 ступени(ми-бемоль
и си-бемоль в тональности До мажор.
В
действительности они не принадлежат ни
к мажору(ми),ни к минору(ми-бемоль).Их
нельзя точно воспроизвести на
фортепиано(Джордж Гершвин в своём
произведении- Рапсодия в блюзовом
стиле( Rhapsody in blue )- что-бы воспроизвести
эти ноты, берёт их обновременно(ми и ми-бемоль).Не
каждый тон в гамме може быть блюзовый. В
джазовой практике считается вполне
допустимым брать звук чуть ниже и затем
плавна <входить>в него. Блюзовый тон-это
не просто повышение, понижение, а самостоятельный
звук, занимающий определённое место
в звукоряде.
Существуют
споры по поводу 5 блюзовой ступени(не
путать с уменьшонной 5 ступенью-
характерной для би-бопа).Она всегда
будет натуральной, если она является
заключительной, но если она
встречается в середине(как проходящяя)то
она может стать <блюзовой>.
Блюзовой
мелодии свойственно скорее нисходящее,
чем восходящее движение. Они часто
начинаются блюзовым тоном. Его
сложившаяся гармоническая основа-
тоника, субдоминанта, доминанта-
традиционны- это говорит о том , блюз-
самый долговечный и музыкальный жанр 20-го
века!
|